«Лошадка»
Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине весёлых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише, скорость движения лошадки так же показываем, снижая и увеличивая темп поворота (20 – 30 см)
«Ворона»
Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернёт. И каркает так, что её всюду слышно.
Дети произносят протяжном «ка – а – р». Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом. Повторить 5 – 6 раз.
«Змеиный язычок».
Представляя, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараться достать до подбородка. Повторить 5 – 6 раз.
«Весёлые плакальщики»
Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха. Повторять в течении 30 – 40 сек.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цели:
- научить дышать через нос;
- подготовить детей к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5 – 6 раз.
2. Сделать по 8 –10 вдохов и выдохов, через правою ноздрю, затем через левою, по очереди закрывая их указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м – м – м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания пальцами по крыльям носа.
5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба –бо –бу» и «г – м – м – м»
6. Быстро втянуть живот, одновременно сделав резкий выдох через нос. Повторить 3 – 4 раза.
7. Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Произнести «а – а – а» Повторить 5 – 6раз.
8. Полоскание горла 1, 5 % раствором морской соли.
Лечебные игры для детей 2 – 4 лет.
«Булькание».
Цели:
- восстановить носовое дыхание;
- формировать ритмичный выдох, углубляя его.
Материалы: стаканы, наполненные на 1\3 водой, соломинки, фантики.
Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой т соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, что бы получился долгий булькающий звук.
По команде ведущего все дети начинают вдыхать, а затем булькать. У кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.
«Шарик лопнул»
Цели:
-восстановить носовое дыхание; формировать углубленное дыхание, правильное смыкание губ, ритмирование.
Материалы: фанты из бумаги.
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом. Затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф – ф – ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается – дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произносят звук [Ш ], делая губы хоботком и складывая руки на колени. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Повторить 2 – 5 раза.
«Запасливые хомячки»
Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений.
Материалы: два стула, листы бумаги (обручи), 4 – 5 фантов. Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щёчках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно, Необходимо от стула до стула ( «Болото»), шагая по листам бумаги (обручам), преодолеть « болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребёнок берёт в руку фант, надувает щёки и переходит через «болото» по «кочкам» ( листам бумаги или обручам). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопая себя по щекам и возвращается по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесёт все фанты.
«Чей шарик дальше?»
Цели:
-укреплять круговые мышцы рта;
-тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы: стол, 2 пинг – понговых шарика (лучше разного цвета), два кубика (или пуговицы) таких же цветов, как шарики, ленточка.
Дети разбиваются на пары, каждому вручается пинг – понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на неё кладут шарики. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик, за 3 попытки укатился дальше.
«Кто самый громкий?»
Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ.
Материал: фанты – жетоны.
Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левою ноздрю, глубоко вдохнуть правой (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м – м – м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением [ м] надо похлопать указательным пальцем по левой. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнёс звук [ м] правильно и громче всех, вручается фант.
«Поезд с арбузами»
Цели:
-улучшать глубину и ритм дыхания;
-укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетке;
-тренировать координацию движения;
-учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Материалы: 3 – 4 мяча разной формы.
Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находиться за кругом и бросает мячик кому – нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребёнок, у которого мяч, кидает его ведущему –«погрузка арбузов на поезд» Затем дети произносят « гу – гу – гу» - поезд движется, а играющий делает круговые движения руками. Через 2 – 3 мин они останавливаются. Дети говорят : «ш – ш – ш» поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольников, чтобы при звуке [ ш] губы складывались в трубочку.
«Пчёлка»
Цели:
-формировать правильное дыхание (глубину и ритм);
-укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.
Ведущий предлагает поиграть в «пчёлку». Ребёнку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову.
После слов ведущего «Пчела сказала: жу, жу, жу» ребёнок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит звук [ ж] на вдохе. Вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: « Полечу и пожужжу, детям мёда принесу». Встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садиться на прежнее место. Игра повторяется 4 – 5 раза.
Поделиться с друзьями: